В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» несостоятельностью (банкротством) является – «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». 

Поводы для возбуждения дела: 

  • долговые обязательства юридического лица в суммарном значении составляют не менее 300 тыс. рублей. При этом в сумму основного долга не включаются начисленные на нее пени и штрафные санкции.
  •  организация не производит обязательные выплаты кредиторам в течение 3 месяцев;
  •  предприятие не выплачивает зарплату, пособия и прочие обязательные выплаты своим сотрудникам. 

  

    При наличии указанных предпосылок кредитор или сам должник могут инициировать процедуру банкротства.В 2014 г. в закон о несостоятельности (банкротстве) были внесены изменения, предусматривающие условие о запрете выбора арбитражного управляющего в случае возбуждения дела самим должником. Так же ФЗ от 29.01.2014 г. № 482-ФЗ внесены поправки в порядок признания юридического лица банкротом банками.Банкам предоставляется преференция по отмене получения решения арбитражного суда о признании должника банкротом. Это означает, что у банков появилось право инициировать процедуру банкротства сразу же, как появились основания для этого, не обращаясь в арбитражный суд за предварительным решением. В остальном возбуждение дела по банкротству для прочих кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ. 

    Претензии о взыскании задолженностей кредиторами, после признания предприятия – должника банкротом, рассматриваются общим собранием уполномоченных и контролирующих органов и представителем арбитражного суда.На период конкурсного производства полномочия руководителя компании берет на себя конкурсный управляющий.Срок признания предприятия банкротом составляет период продолжительностью не более 3 месяцев с момента предоставления заявления. 

Признаки банкротства 

    Основополагающим признаком несостоятельности (банкротства) организации является отсутствие средств для оплаты долгов перед кредиторами. Если финансовые затруднения длятся более 3 месяцев, то есть основания для возбуждения дела о банкротстве предприятия.

       К косвенным признакам банкротства относится рост дебиторской задолженности, уменьшение денежных потоков фирмы, отсрочка выплат процентов инвесторам и вознаграждения персоналу фирмы. 

Для чего необходима процедура банкротства юридического лица? 

     Проведение процедуры банкротства предоставляет возможность должнику решить финансовые затруднения путем рефинансирования долгов или отсрочки выплат, появится возможность выплачивать долги иными способами за счет имеющегося движимого и недвижимого имущества.Инициирование процедуры банкротства имеет ряд преимуществ для должника в части приостановления мер взыскания по долгам, а также опережения обращения всех кредиторов за взысканиями по накопившимся долгам.

Кто может подать заявление и начать процедуру банкротства юридического лица?

         Для возбуждения процедуры банкротства организации необходима подача соответствующего заявления в арбитражный суд. Инициатором возбуждения дела о банкротстве, может выступить:

  • сама фирма, задолжавшая по своим обязательствам (основатели, учредители, руководители, владельцы предприятия);
  • кредиторы, сторонние третьи лица;
  • государственные органы; 
  • временная администрация и контрольные органы. 

 

Виды конкурсного управления:

              Кроме этапов конкурсного производства, применяемых при прекращении деятельности организаций, к конкретной фирме — должнику могут применяться другие виды конкурсного управления: 

  • наблюдение;
  •  финансовое оздоровление; 
  • внешнее управление;
  •  конкурсное производство;
  •  мировое соглашение.  

 

          В большинстве вариантов процесс ведения дел о несостоятельности не включает все стадии, а ограничивается наблюдением и конкурсным производством без прохождения остальных этапов.Каждый этап устанавливается решением арбитражного суда на основании аналитики индивидуальных обстоятельств ситуации на предприятии, представленной на общем собрании кредиторов. 

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица 

       Первой стадией установления несостоятельности является наблюдение за хозяйственной деятельностью фирмы — должника.Цель наблюдения сводится к выявлению финансовых возможностей предприятия, а также анализу его положения в отрасли как состоятельного или несостоятельного участника в среде хозяйствующих субъектов.Это позволяет определить имеет ли должник фактическую возможность платить по долгам и совершать прочие обязательные платежи.Основные цели процедуры наблюдения:

  • проанализировать материальные, финансовые, имущественные активы фирмы и принять меры к их сохранности; 
  • составить полный перечень кредиторов, инвесторов, сотрудников, перед которыми имеется денежная задолженность;
  • составить реестр договорных обязательств с учетом всей имеющейся информации по ним;•определить итоговую сумму долговых обязательств;
  • провести всесторонний анализ возможностей организации выхода из финансового кризиса и возвращения платежеспособности.

 

          На протяжении всего периода наблюдения арбитражным судом назначается временный управляющий, имеющий специальные знания и подготовку, независимое не предвзятое отношение к должнику и кредитору в процессе наблюдения за хозяйственной деятельностью предприятия.Временный управляющий имеет доступ ко всей информации предприятия, в том числе содержащей секретные сведения. Процедура наблюдения имеет четкое ограничение, согласно которому оно должно продолжаться не более 7 месяцев.             Весь период организация продолжает работу в штатном режиме без права реорганизации, открытия новых производств, отделов, дочерних компаний. По окончании этого периода временный управляющий должен предоставить в арбитражный суд отчет с итогами работы.Отчет должен содержать следующую информацию: 

  • о денежном состоянии организации — должника;
  • конкретный план действий по возврату платежеспособности;
  • предложения и требования кредиторов. 

 

     На основании наблюдения временного управляющего рассматриваются возможности дальнейших координационных мероприятий, направленных на выведение предприятия из финансового кризиса.После вхождения предприятия в процесс признания банкротства появляются сопутствующие условия, реализуемые в рамках действующего законодательства: 

  1. Все денежные взыскания к должнику, кроме текущих оплат, предъявляются в рамках дела о несостоятельности, а не напрямую к неплательщику; 
  2. Исполнительные производства по взысканию задолженности приостанавливаются, аресты и прочие ограничения не накладываются или снимаются, исключая некоторые предусмотренные законом случаи; 
  3. Запрещены выплаты стоимости или выделении долей учредителей при выходе из состава предприятия, покупка неплательщиком размещаемых акций;
  4. Запрещено проводить зачет встречных требований при нарушении последовательности погашения задолженности перед кредиторами; 
  5. Запрещено изымать имущество владельцем унитарного предприятия;
  6. Запрещены дивидендные выплаты, процентов, долевых доходов, разделение прибыли;
  7. Прекращается начисление штрафных санкций, пеней за нарушение денежных выплат; 
  8. Необходимо получать согласие временного управленца на сделки по выведению имущества с балансовой стоимостью более 5% от активов фирмы — неплательщика;
  9. Необходимо получать согласие временного управляющего на сделки по получению и выдаче заемных средств (кредиты), поручительства, гарантированных обязательств, уступке прав требований, о переводе долгов и утверждению управления имуществом неплательщика на основании доверенности; 
  10. Управляющие органы не имеют права выносить решения о прекращении деятельности или реорганизации предприятия, об участии должника в других организациях, создании других фирм, дочерних предприятий, представительств, филиалов. 

 

      Все указанные условия сопровождают процедуру банкротства на первом ее этапе — наблюдении, основная цель которого проанализировать финансовые возможности неплательщика для выявления шансов возобновления платежеспособности, наличие в собственности достаточного количества имущества для покрытия затрат процедуры банкротства и оформить реестр требований кредиторов.В результате проведенного анализа общим собранием кредиторов принимается решение о переходе к следующему этапу банкротства. 

Финансовое оздоровление (санация)

   Этот этап банкротства подразумевает составление и утверждение плана мероприятий по возврату платежеспособности организации.Целевое назначение подобного документа — за ограниченный промежуток времени погасить задолженность по кредитным обязательствам и зарплате персоналу.В процедуре финансового оздоровления соблюдаются следующие условия:

  •  Максимальный временной промежуток для финансового оздоровления, предусмотренный законодательством, составляет не более двух лет;
  •  Специально разработанный план финансовой санации должен содержать график погашения долговых требований кредиторов с поэтапным объяснением возможностей удовлетворения их требований; 
  • График погашения долговых требований должен содержать подписи участников должника и утверждаться в судебной инстанции;
  •  Полный расчет по имеющимся требованиям кредиторов должен заканчиваться не позже, чем за месяц до завершения процедуры финансовой санации, а с учетом требований первой и второй очередности — не позже, чем за шесть месяцев до ее конца.

 

       На данном этапе банкротства арбитражный управляющий называется административным управляющим, в обязанности которого входит контроль за исполнением плана мероприятий и графика погашения задолженностей. Юридические аспекты процедуры оздоровления и наблюдения в большинстве пунктов повторяют друг друга и подразумевают:

  •  отмену начислений штрафов, пеней на время проведения процедуры оздоровления;•приостановку дивидендных выплат, процентов, долей учредителям и инвесторам;
  •  снятие ареста с имущественных активов фирмы;
  •  приостановку производства по исполнительным листам.

 

      Помимо аналогий с процедурой наблюдения финансовая санация имеет ряд дополнительных запретов при проведении сделок: 

  • без согласования с административным управляющим нельзя проводить сделки, в результате которых увеличится кредиторская задолженность более, чем на 5% от сумм требований, предусмотренных в реестре кредиторов; 
  • нельзя приобретать или отчуждать имущество фирмы, кроме продукции, полученной в процессе производственной или хозяйственной деятельности предприятия;
  • начисление процентов по денежным долгам, предусмотренных графиком погашения долгов, производится по ставке рефинансирования ЦБ РФ. 

 

       В случае полного погашения долгов по окончании процедуры финансовой санации судом прекращается дело о банкротстве предприятия.Если по истечении отведенного времени финансовое состояние компании не изменилось или незначительно улучшилось, долговые обязательства не погашены, происходит переход на следующий этап процедуры признания несостоятельности — внешнее управление или конкурсное производство (реализация имущества и материальных активов фирмы).

Внешнее управление (как процедура банкротства) — не обязательная процедура. 

    Ступень внешнего управления не является обязательной в процедуре банкротства и обосновывается приемлемостью и целесообразностью для конкретного предприятия в сложившихся финансовых обстоятельствах.Если есть шанс восстановить платежеспособность организации, то в качестве следующей меры после финансового оздоровления принимается решение о внешнем управлении. На данной ступени процедуры банкротства функции управления и полноправного руководства всеми процессами принимает на себя внешний управляющий.Продолжительность внешнего управления составляет 1 год с возможностью продления по мере необходимости на шесть месяцев.Последствия этого этапа имеют ряд существенных различий с предшествующими процедурами, выражающиеся следующими признаками:

  1. Полномочия по управлению предприятием получает внешний управляющий в то время, как весь руководящий состав уходит в отставку на весь период процесса управления;
  2. Вводом моратория на погашение денежных долгов.

 

    Итоговая инвентаризация и имущественная оценка дают право внешнему управляющему принять решение о частичной продаже имеющихся активов в рамках согласованного плана менеджмента.По окончании этапа внешний управляющий подготавливает отчетность о проделанной работе, которую затем предоставляет на общем собрании кредиторов.В целях восстановления финансовой состоятельности должника собрание выносит решение об остановке процесса внешнего управления и начале выплат кредиторам.Если взыскания всех держателей обязательств удовлетворены, то процедура банкротства прекращается. При иной ситуации должник признается банкротом, и наступает следующая стадия процесса — конкурсное производство.

 Конкурсное производство при банкротстве юридического лица  

    Ступень конкурсного производства в процедуре банкротства является окончательной. Переход к этой стадии свидетельствует о том, что признание неплатежеспособности фирмы — должника состоялось на уровне арбитражного суда.В результате подтвержденной несостоятельности собственность компании подлежит продаже на торгах в целях покрытия убытков кредиторов, судебных издержек, задолженности по оплате труда персоналу.Период, в течение которого продолжается процедура конкурсного производства, длится 6 месяцев, при обоснованной необходимости он может быть продлен еще на 180 дней.

    Функции конкурсного управляющего:

  •  инвентаризация и оценка собственности предприятия;
  •  оценка активов организации;
  •  составление отчетности с полным отражением конкурсной массы, т.е. имущества неплательщика;
  •  отслеживание хода торгов и распродаже собственности должника. 

 

      Информация об обанкротившихся предприятиях содержится в открытом доступе в едином федеральном реестре банкротов РФ.Сведения об организациях, прекративших свою деятельность, достоверны и представлены в полном объеме, предусмотрена возможность участия в торгах по продаже имущества предприятий — банкротов.Конкурсное производство является кардинальной мерой в процессе работы над возобновлением платежеспособности организаций — неплательщиков по долговым обязательствам.Если все предшествующие этапы процедуры банкротства не имели положительно эффекта, то иных способов восстановления состоятельности предприятия не существует. Единственным вариантом остается прекращение деятельности организации и продажа имущества на аукционе.Полученные в ходе торгов денежные средства идут на покрытие долгов кредиторам, судебных расходов и оплату труда персоналу.Погашение требований владельцев обязательств производится в порядке приоритетности:

  • текущие оплаты;
  •  оплаты первой очередности — возмещение вреда жизни и здоровью;
  •  оплаты второй очередности — расчеты с сотрудниками и авторами интеллектуальных трудов;
  • оплаты третьей очередности — оставшиеся платежи.

 

     По итогам торгов сумма вырученных средств может не соответствовать размеру суммарного долга предприятия, поэтому долговые обязательства могут быть погашены не в полном объеме, что не соответствует интересам кредиторов и пострадавшего персонала.Завершается процедура конкурсного производства закрытием предприятия и прекращением его деятельности. 

Заключение мирового соглашения 

       В процедуре установления банкротства на любой ступени между участниками этого процесса может быть принято мировое соглашение.Инициатором бесконфликтного решения ситуации выступать любая из сторон — должник или кредиторы в общем составе. В этом процессе также может принять участие еще одна сторона — предприятие или уполномоченный орган, предоставивший гарантию погашения долговых обязательств.Заключение мирного соглашения осуществимо при полном согласии всех участников процедуры.Заключая мирный договор, стороны соглашения прекращают процедуру банкротства. Соглашение оформляется письменно по экземпляру каждой стороне. Кредиторами при мировом соглашении могут быть предложены преференции по снижению процентов и увеличению периода выплат, со стороны должников также могут быть вынесены предложения с определенными уступками.При несоблюдении условий мирового соглашения одной из сторон, процедура признания несостоятельности возобновляется. 

 

Возможные последствия банкротства для юридического лица 

    Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ предусмотрены последствия, наступающие для юридического лица после признания его банкротом. Последствия могут быть финансовыми и правовыми.Наступление финансовых последствий банкротства характеризуется следующими признаками:

  •   наступает срок оплаты денежных долгов, которые возникли до конкурсного производства, а также обязательных оплат по налогам, сборам, материальным выплатам сотрудникам предприятия;
  •  имущество предприятия распродается на аукционах;
  •  не начисляются все виды неустоек, штрафов и процентов по всем долговым обязательствам неплательщика;
  •  информация о финансовом положении предприятия перестает быть конфиденциальной или являться коммерческой тайной;
  • должностные обязанности руководства фирмы и ее органов не требуют дальнейшего исполнения в связи с ее ликвидацией;
  •  любые виды сделок запрещены к совершению от лица фирмы — банкрота;
  •  снимается арест, наложенный на собственность должника ранее;
  •  происходит роспуск персонала, предприятие — банкрот ликвидируется и полностью прекращает свою деятельность.

 

   По окончании процедуры банкротства и удаления предприятия из ЕГРЮЛ документы, касающиеся организационных мероприятий процесса, подшиваются в дело и сдаются в архив.Компания прекращает свое существование и вместе с ней ликвидируется вся задолженность, связанная с коммерческой деятельностью.Обычным исходом процедуры банкротства является закрытие предприятия и списание всех его долгов без взыскания с собственников компании. 

Субсидиарная ответственность при банкротстве юридического лица 

 

    Субсидиарная ответственность является разновидностью личной ответственности собственников и руководителей компании. Этот вид ответственности подразумевает оплату долгов кредиторам личным имуществом в случае утраты платежеспособности и недостаточности активов фирмы для их погашения.               Солидарная ответственность всех привлеченных к выплатам должников означает, что при исполнении обязательств в своей части хотя бы одним лицом из группы солидарных должников, он вправе требовать оплаты долгов с других участников этой группы.

      Данная норма субсидиарной ответственности предусмотрена пунктом 2 статьи 325 ГК РФ.Регулирование субсидиарной ответственности осуществляется в рамках федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)», предусматривая обязательный порядок оплаты задолженности организации. 

    Говорить о наступлении субсидиарной ответственности следует в случае невозможности собственников фирмы выполнить долговые требования кредиторов, осуществить обязательные платежи по уплате налогов и сборов, оплаты труда сотрудникам из-за отсутствия имущества и соответствующих активов.В этом случае субсидиарная ответственность накладывается на всех обязанных лиц, к которым относятся:

  •  учредители — совладельцы предприятия;
  •  руководящий состав, в результате действий которого предприятие подошло к состоянию банкротства;•доверенные лица, распоряжающихся акциями предприятия;
  •  другие лица, не имеющие юридической привязки к деятельности компании, но фактически осуществляющие управление в ней в течение двух лет до процедуры несостоятельности;

 

   Определение причастности лица к управлению делами фирмы предусматривается статьей 2 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и характеризуется признаками: 

  • выдача поручений и указаний физическим лицом сотрудникам фирмы для исполнения;
  •  настаивание лица на определенных действиях и решениях, руководствуясь непререкаемым авторитетом и неотступностью; 
  •  оказание психологического влияния и давления на руководителей фирмы при принятии решений в реализации стратегии развития предприятия.

 

     Под воздействием влиятельных физических лиц, фактически не имеющих юридических прав к управлению делами фирмы, может произойти непредвиденное ухудшение финансового положения с ее последующим банкротством.Для наложения ответственности на данное лицо необходимо документально доказать его вину перед судом.Такой вид субсидиарной ответственности называется статусным и имеет ряд характерных признаков:

  •  субсидиарная ответственность возлагается при процедуре конкурсного производства с участием арбитражного управляющего;
  •  документальные доказательства виновности обязанных лиц в несостоятельности предприятия;
  •  отсутствие правовых основ для реализации регрессных требований к неплательщику. 

 

    Второй вид субсидиарной ответственности называется «договорной» и подразумевает привлечение к ответственности лица, участвующего в договорных отношениях между неплательщиком и кредитором. «Не стоит путать субсидиарную ответственность с солидарной. Основное отличие солидарной ответственности выражается во взыскании долга с одного лица (ответчика) по решению кредитора. При субсидиарной ответственности совокупная сумма задолженности делится между всеми обязанными лицами в равных пропорциях, что увеличивает шанс регулярных платежей.»Существенным нюансом в этом случае является тот факт, что при подаче иска поручителем о взыскании задолженности судом будет произведено разделение суммы платежа в равных пропорциях между двумя участниками договорных отношений — поручителем и должником. Это является принципиальным отличием субсидиарной ответственности от солидарной. 

 

      Открытие дела о банкротстве не влечет за собой возникновение субсидиарной ответственности, как ошибочно полагают многие должники и кредиторы.Чтобы она образовалась, следует учесть ряд условий:

  •  судебный акт с решением о признании организацию — неплательщика несостоятельной, которое вступает в силу с определенного момента;
  •  следует определить совокупную сумму долговых требований кредиторов. У обанкротившегося предприятия могут отсутствовать долги перед другими фирмами;
  •  полностью произведена реализация конкурсной массы. 

 

     Перечисленные условия позволяют учесть общий размер ответственности солидарных должников, которую можно определить как разность между суммой претензий кредиторов и суммой от реализации имущества неплательщика, а именно денежных средств, полученных от конкурсной массы.Согласно ст. 10 ФЗ о несостоятельности субсидиарная ответственность может быть назначена при условии нехватки имущественных активов неплательщика для расчета с долгами перед кредиторами.Привлечение руководящего состава и собственников предприятия — неплательщика к субсидиарной ответственности может быть не признано судом правомерным действием, если требования о назначении ответственности вынесены преждевременно, то есть до полного формирования конкурсной массы.Это означает, что без учета всего имущества должника без исключения нельзя рассчитать окончательную сумму ответственности перед кредиторами, что может привести к неправомерному назначению субсидиарной ответственности обязанным лицам. 

     Выдвинуть требование о назначении субсидиарной ответственности вправе конкурсные кредиторы кроме ситуаций, когда это уже сделал арбитражный управляющий. 

     Инициатором наложения субсидиарной ответственности может выступать предприятие — банкрот. Выгода такого действия для должника заключается в изменении условий взаиморасчетов по долговым обязательствам после вступления в процедуру признания неплатежеспособности.Это имеет весомое значение для должника, если он точно знает, что соблюдение условий оплат по договорам невозможно в силу затруднительного финансового положения фирмы. Кроме того, он приобретает возможность контроля процедуры банкротства. 

     Для самостоятельного инициирования банкротства предприятие — неплательщик вправе обратиться в суд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством: 

  • при ненадлежащем исполнении денежных обязательств перед кредиторами;
  •  невозможности продолжения коммерческой деятельности вследствие наложения ареста на собственность фирмы — должника;
  •  у предприятия — неплательщика есть все основные признаки несостоятельности. 

 

        Стандартной практикой в возбуждении дел о банкротстве является выступление конкурсного кредитора с инициативой о начале процесса.На основании задолженности неплательщика конкурсный кредитор вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд.Чтобы подобное обращение имело законные основания, должны быть соблюдены следующие условия:

  •  совокупная задолженность превышает 300 тыс. рублей;
  •  период неплатежеспособности должника составляет более трех месяцев;
  •  сумма задолженности подтверждается решением суда. 

 

        При обращении в суд следует учитывать, что штрафные санкции, пени и неустойки учитываться не будут.Еще одним интересным фактом является то, что один кредитор с суммой долговых требований менее 300 тыс. руб. может составить совместное заявление с другими кредиторами, выйдя на минимальный порог задолженности для обращения в суд. 

       Субсидиарная ответственность накладывается на виновных лиц, которыми по решению суда признаются учредители, руководящий состав и третьи лица, оказавшие влияние на деятельность фирмы.Привлечение к субсидиарной ответственности регулируется положениями ст. 401 Гражданского кодекса РФ.Законными основаниями для присуждения субсидиарной ответственности виновным лицам являются условия:

  • Неправомерные действия в отношении лица, исполняющего официально возложенные на него должностные обязанности; 
  • Доказанная виновность лица в причинении убытков предприятию; 
  • Обоснованная причинно — следственная связь неправомерных действий лица и возникновения убытков на предприятии;
  •  Неправомерные действия виновника должны быть в полной мере обоснованы и доказаны судом. 

 

    Несоблюдение перечисленных условий исключает возможность привлечение обязанных лиц к субсидиарной ответственности.Наличие всех указанных условий должно подтверждаться письменно в виде должным образом оформленных документов.

     Процедура выявления причинно — следственных связей, вины должника сложна в силу малой достоверности и оспоримости представленных фактов, поэтому доказательства формируются на основании анализа финансовой и бухгалтерской отчетности, динамики платежей, исследовании увеличения пассивов предприятия.Основная цель анализа информации для истца — подтверждение преднамеренности и умысла в доведении фирмы до банкротства. Данная задача сложновыполнима и не всегда доказуема.Для привлечения руководящего состава к ответственности должны соблюдаться требования: 

Оформленное соответствующим образом заявление о привлечении руководителя к субсидиарной ответственности с изложением всех причин, указывающих на виновность данного лица, с ссылкой на действующее законодательство;

  1.  Предоставить документы с информацией о финансовой проверке деятельности предприятия — неплательщика; 
  2. Подготовить полный реестр долговых требований, предъявляемых собранием кредиторов;
  3.  Предоставить выписку по расчетному счету в банке для подтверждения невозможности предприятия — должника совершать финансовые операции; 
  4. Значимым документом в приложении к заявлению является копия запроса руководителю предприятия от управленца о предоставлении доступа к бухгалтерским документам, что послужит весомым фактом в решении о привлечении к ответственности; 
  5. Выписка из ЕГРЮЛ предприятия — должника.

 

    Основополагающими причинами привлечения к субсидиарной ответственности являются:

  • имущественные убытки кредиторов, возникшие в результате совершения сделок с предприятием — должником; 
  • бухгалтерские документы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о финансовых показателях, обязательных к оформлению и сдаче в уполномоченные органы согласно требованиям действующего законодательства, оформлены ненадлежащим образом или полностью отсутствуют;
  • недостоверные сведения в бухгалтерских документах и отчетности, повлекшие убыточность деятельности предприятия. 

 

    Нормами федерального закона о несостоятельности пунктом 4 статьи 10 предусмотрено, что контролирующими лицами считаются компании или лица, которые в течение двух лет отдавали указания для исполнения в ходе коммерческой деятельности предприятия.На них может быть наложена ответственность как субсидиарная, так и солидарная по усмотрению кредиторов, которые могут потребовать оплаты задолженности как с одного лица, так и сразу со всех лиц в равных пропорциях.При нехватке имущественных активов неплательщика для полной компенсации убытков конкурсным управляющим могут быть привлечены к ответственности любые лица, признанные контролирующими деятельность неплательщика, в любом объеме соответственно сумме имеющейся задолженности.При этом судом могут быть предоставлены послабления или освобождения от субсидиарной ответственности определенных лиц. Это связано с соотношением причиненного вреда и размером исковых требований к должнику.Если контролирующее лицо докажет свою непричастность к ухудшению финансового состояния предприятия, которое привело к банкротству, то суд вправе освободить его от субсидиарной ответственности.Привлечение к субсидиарной ответственности лиц, повлиявших на банкротство предприятия, требует документального доказательства их вины. В противном случае наложить на них ответственность и взыскать денежные средства в счет погашения образовавшейся задолженности не представляется возможным.Доказательства вины должны быть признаны судом. Кроме того, назначение субсидиарной ответственности не имеет законных оснований после ликвидации предприятия — должника, если по итогам его деятельности не проводилась процедура банкротства.

    Положением ст. 419 ГК РФ предусмотрено прекращение ответственности с момента ликвидации фирмы. Наложение субсидиарной ответственности в обязательном порядке требует прохождения процедуры банкротства. Без нее ни на одного участника коммерческой деятельности не может быть наложена субсидиарная ответственность. 

 

    Для благоприятного исхода дела о банкротстве с минимальными затратами и без дополнительной ответственности лучше подготовиться к этой процедуре заранее, привлекая к содействию профессионалов в проведении данной процедуры.